Публикации

Отзыв на "PIXAR. Перезагрузка"


Марина Корсакова назвала «PIXAR. Перезагрузка. Гениальная книга по антикризисному управлению» бизнес-книгой настолько прекрасной, что вряд ли скоро удастся найти что-то такого же уровня.



Еще лучшей бизнес-книгой ее назвал Amazon.com. Но Амазон я знаю похуже, так что по его рекомендации вряд ли бы купила книжку, которую три дня пересказывала и зачитывала всей семье.



Лоуренс Леви, финансовый директор международной IT-компании, выпускник Гарварда с докторской по юрисптруденции и великолепным послужным списком, по приглашению Стива Джобса едет в Pixar. По раздолбанной дороге с вечными пробками, в какую-то жопу мира (городок, название которого долго приходится искать на карте), в неприглядное здание напротив очистительного завода. Заходит в «просмотровую комнату», заставленную сикось-накось старыми креслами и диванами будто с гаражной распродажи, и видит кусочек будущей «Истории Игрушек». Вздрагивает, когда мама Энди наступает на пластмассового солдатика. Забыв дышать, смотрит, как игрушечная армия оттаскивает раненного в безопасное место со словами: «хороший солдат никогда не бросит другого в беде». И соглашается на эту работу.



Удивительно? Да. Ведь Лоуренс Леви – крутой финансист, работавший в крупнейших юридических компаниях Силиконовой Долины. Чуть далее по сюжету этот отрывок из «Истории игрушек» смотрят представители двух крупнейших банков США. Тоже вздрагивают и забывают дышать, тоже говорят, что Pixar делает что-то волшебное, однако один за другим присылают отказы, сочтя риски слишком высокими, а перспективы туманными.



Конечно, создание мультфильмов – это немного магия. Но гораздо больше захватывает то, как с этой «магией» работал финансовый директор. Которому магия-магией, а надо было вытянуть компанию из полнейшей финансовой задницы (убытки ежемесячно покрывал Джобс из собственного кармана), создать из говна и палок финмодель, оперируя десятками неизвестных (потому что компьютерную анимацию никто до них не делал и даже цифры из игрового кино, которыми рынок категорически отказывается делиться, всё равно не могли бы помочь), вывести компанию на IPO, и это при том, что по действующему контракту с Disney надо было отдавать им 90% прибыли, выпустить 3 полнометражки (на каждую уходило года 4) и постоянно балансировать между необходимостью повышать операционную эффективность и не задушить креативность команды, которая может в любой момент решить, что сюжет надо немного подредактировать и полгодика что-то там поперерисовывать.



Каждая проблема, с которой сталкивается Леви, поначалу кажется просто непреодолимой. Он то чувствует себя боксерской грушей, вызывая одновременно гнев Джобса и гнев коллектива Pixar. То изнемогает от усталости в попытках найти лазейку в договоре c Disney (которой там, естественно, нет). То едет на судьбоносные встречи, зная, что ни черта не понимает в специфике нового для него бизнеса.



«Создание Pixar больше подходило на мучительное движение тектонических плит под высоким давлением, выталкивающим вверх новые горы. Одна из этих плит несла высокое напряжение инноваций: стремление к высшим художественным и творческим проявлениям в создании историй и изобретении новых средств и компьютерной анимации, способных их передать. Другой пласт нес трудности выживания в реальном мире: зарабатывание денег, продажи билетов в кино, повышение скорости производства. Две эти силы беспрестанно сталкивались друг с другом, вызывая землетрясения и следующие толчки».



Следить за сюжетом невероятно интересно. Это настоящая история, честная и добротно написанная. Отдельный респект за хорошо прорисованные характеры, эмоции и живые разъяснения.

Я уверена, что почти любой другой финансовый директор, даже если бы и взялся объяснять непосвященным, как устроен выход на IPO, не стал бы для этого сажать читателя на фрегат Dutch East India Company в 1602 году, наполнять ветром паруса и отправлять уворачиваться от пиратов в стремлении попасть на остров Банда – единственное место в мире, где в то время росли мускатные деревья.



После того, как Леви убедился, что все направления Pixar, приносящие хоть какую-то прибыль, обречены, и нужно делать ставку на единственный мультфильм, которого еще нет и не известно, каким он будет, бизнес-план получится вот такой:



«Помимо того, чтобы сделать фильм, который соберет беспрецедентную кассу по всему миру, нам всего-навсего нужно было:
- Увеличить вчетверо нашу долю прибыли;
- Собрать как минимум 75 миллионов долларов, чтобы оплачивать расходы на производство;
- Делать фильмы гораздо чаще, чем мы умели;
- Превратить Pixar в мировой узнаваемый бренд.
Легче легко».



Даже если знаешь финал, сюжет захватывает и не отпускает. На каждой развилке задаешь вопрос: «А как бы поступила я?» И первый ответ: «Да я бы спятила!».



Они там тоже все немного спятили. За 12 описанных в книге лет.



Это ведь не один рывок, не одно невероятное напряжение сил перед финальным аккордом.
Это длинный и тяжелый путь, который прошли настоящие профессионалы. Профессионалы, идущие в неизвестную для себя тему. По натянутому канату, уходящему за горизонт.



To infinity and beyond.